А.И.Куприн "Последний дебют"


20 сентября 2018 10:12

 

В 1889 году опубликован рассказ А.И.Куприна «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок» (№ 48).

Прототипом  купринской Лидии Гольской была выдающаяся оперная певица и драматическая актриса Евлалия Кадмина.

П.И. Чайковский очарованный «бархатным богатым меццо-сопрано» Е.Кадминой, написал специально для неё музыку к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». 

Евлалия КАДМИНА — русская певица, контральто, меццо-сопрано, драматическая актриса -  родилась 19 сентября 1853 года в Калуге в семье купца П.М. Кадмина и цыганки Анны Николаевны. Евлалия была младшей из трех сестер. В 12 лет отец устроил Евлалию в престижное учебное заведение — Московский Елизаветинский институт. Выходя из стен Елизаветинского института, девушки, как правило, становились гувернантками. Выпускнице Кадминой уже подыскивали рабочее место, когда произошла одна встреча, резко изменившая всю ее жизнь. 

Юные воспитанницы часто давали концерты для гостей. Обладая замечательным голосом, Евлалия часто принимала в них участие. В 1870 году такой самодеятельный утренник посетил Николай Рубинштейн. Пораженный пением Евлалии, он убедил её непременно посвятить себя музыке и стать певицей.После смерти отца в 1870 году, семья Кадминой осталась без средств, Н.Рубинштейн помог девушке не только стать студенткой Московской консерватории по классу пения, но ещё и получать стипендию. 

После окончания консерватории с серебряной медалью в 1873 году Кадмина получает приглашение попробовать себя на сцене Большого Театра. Её первое профессиональное выступление состоялось 30 апреля (12 мая) 1873 года в опере М.Глинки «Жизнь за царя». А дальше были боярыня Морозова в «Опричнике» Чайковского, княгиня в «Русалке» А.Даргомыжского, Рогнеда в одноимённой опере А.Серова и ещё много других ролей. 

В 1875 году Кадмина принимает приглашение работать в Мариинском Театре в Санкт-Петербурге. Её исполнением роли боярыни Морозовой в «Опричинике» и Ратмира в опере «Руслан и Людмила» изначально восхищались. Однако вскоре стали звучать и негативные отзывы о её пении. 

В феврале 1876 года Кадмина неожиданно для всех уходит из Императорского театра и возвращается в Москву, где появляется в нескольких постановках Большого театра, а затем инкогнито уезжает в Италию. Проводит в Италии два года , совершенствуя технику пения. Именно там она пробует петь роли сопрано. Е.Кадмина поёт в Неаполе, Турине, Флоренции и даже в Милане, и всюду ей неизменно сопутствует оглушительный успех. 
В Милане, она сильно заболевает. Приглашенный к ней молодой врач Эрнесто Фалькони, страстно влюбляется в Кадмину. Она отвечает ему взаимностью, и вскоре молодые люди женятся. 

В 1878 году Кадмина принимает приглашение работать в Киеве. С большим успехом поёт на сцене Киевского театра. На премьере оперы «Аида» занавес поднимали пятнадцать раз. Затем была успешная партия Маргариты в «Фаусте» Ш.Гуно, потом были «Гугеноты» Мейербера и «Русалка», в драматическом театре, с успехом сыграв в «Грозе» А. Н. Островского. 

Однако у Кадминой была конкурентка — Эмилия Павловская. Её поклонники не принимали Кадмину, демонстративно её освистывали, подкупали прессу. В такой напряжённой обстановке было тяжело работать. Муж, Э. Фальконе, очень ревновал Евлалию, всё чаще возникали скандалы,вскоре супруги расстались. Фальконе уезжает в Италию, а Евлалия в Харьков. 

С 1880 году она работает в Харьковский оперный театр, но недолго, всего один сезон. Из-за увлечения партиями сопрано, певица начинает стремительно терять голос. Оперу пришлось оставить и перейти в драматический театр.Дебютной ролью в качестве драматической актрисы стала роль Офелии в постановке «Гамлет» в декабре 1880 года. В следующем 1881 году она сыграла более двадцати ролей, включая пьесы А.Островского и И.Шпажинского. 

В 1881 году Е.Кадмина страстно влюбляется в офицера. Вспыхивает роман,но её избранник подыскивает более выгодную партию, и вскоре решает жениться. Кадмина с головой окунается в работу. 

16 ноября 1881 года Е.Кадмина играла главную роль в пьесе А.Островского «Василиса Мелентьевна». Во время спектакля, в зрительном зале она увидела в ложе своего любимого с невестой. В антракте она нашла в уборной коробок спичек, отломила фосфорные головки, залила их чаем и выпила эту смесь. 

Прозвенел звонок, актриса вышла на сцену и даже начала играть, но к ужасу первых рядов, вдруг смертельно побледнела и упала без сознания. Занавес закрыли, спектакль прекратили. Доктора ничего не смогли сделать. Актриса умерла через шесть дней, 22 ноября 1881 г., в 28 лет. (Википедия)





Памятники Пензенской области

Савицкий Константин Аполлонович (1844 - 1905) - живописец-жанрист, действительный член Академии художеств, один из участников Товарищества передвижных выставок, первый директор Пензенского художественного училища и музея. Похоронен в юго-восточной части Митрофаньевского кладбища, вблизи церкви. На могиле установлен памятник из черного полированного лабрадорита в форме креста, основанием которого служит постамент, квадратный в плане, со скошенными на треть боковыми стор...