А.И. Куприн и И.Я. Билибин.


17 августа 2018 17:05

БИЛИБИН Иван Яковлевич родился 16 августа 1876 г., сын военно-морского врача, потомок древнего рода. И. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно самозабвенно изучал рисунок, графику, живопись, будучи вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в Академии Художеств. И вскоре стал известен широкой общественности как прекрасный иллюстратор русских народных сказок, былин, произведений А.С. Пушкина. За Иваном Билибиным утвердилась слава первого на Руси художника книги.
С детства мы знакомимся с творчеством Ивана Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением Мастера. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков. 
Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим. 
Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. В самом начале двадцатого века по заданию этнографического отдела Русского музея Билибин объехал Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. В 1904 году отправился в Карелию, в Кижи, которые именовал <преддверием тридевятого царства>. Там он изучал русскую архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки; собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. 
В 1904 году Иван Билибин заговорил о себе как о высокоодаренном театральном художнике, оформив для Национального театра в Праге оперу Снегурочка Н.А. Римского-Корсакова. Позже Билибин нарисовав эскизы русских костюмов к опере Мусорского Борис Годунов, он создал эскизы костюмов и декораций к знаменитой постановке опер Римского-Корсакова Золотой петушок и Царь Салтан. В его жизни нашлось место не только для театра и сказок. Иван Билибин был и графиком, и сценографом, и автором журнальных статей. 
В 1920 году И.Я. Билибин временно поселился в Египте. Там же вновь возвращается к оформлению спектаклей - работает с балетной труппой Анны Павловой. С 1925 года в Париже оформляет замечательнейшие русские балеты и оперы (среди них - "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Борис Годунов" М.П. Мусоргского). 
В 1936 году возвращается из эмиграции в Россию (СССР), в Ленинград. После начала Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.(Википедия)В эмиграции с 1925 г. Билибин жил в Париже, работал для книжных издательств Н. Карбасникова (Париж) и О. Дьяковой (Берлин). В его оформлении и с его иллюстрациями выходили ж. «Жар-птица», сб. рассказов И. Бунина «Последнее свидание» (Париж, 1927), «Солдатские сказки» Саши Черного (Париж, 1933). Спектакли русских оперных сезонов в оформлении Б. получили мировую известность. Художник неоднократно участвовал в выставках русского искусства (Париж, 1931, 1932, 1934) и др. Его мастерскую посещали писатели, артисты, политические деятели. Творчество Б. способствовало популяризации русского искусства. 

В эмиграции Билибин и Куприн встречались в Париже и на юге Франции, где русские эмигранты хотели возродить общее имение по типу крымского Бату-Лимана. 
Перед возвращением в СССР (1936) Билибин беседовал семьей Куприна о возможности возвращения писателя на родину, от имени Куприна вел предварительные переговоры с советским послом В.П. Потемкиным. 
В первые дни возвращения Куприна на родину художник посетил его в московской гостинице «Метрополь»: «Были у нас Билибины – приезжали на один день в Москву» (из письма Е.М. Куприной к дочери Ксении от 2 июня 1937 г.). 
Билибин погиб в блокадном Ленинграде в 1942 г., до последнего дня работал в Академии художеств, где в то время работала и вдова Куприна Елизавета Морицевна. 

Лит.: Куприн, А. И. Аверченко и «Сатирикон». – Сегодня. – 1925. – № 72 ; Львов, Л. Русское искусство за границей. К выставке И.Я. Билибина в Праге // Илл. Россия. – 1927. – № 14 (20 апреля). 



Памятники Пензенской области

Здание расположено по линии застройки улицы. Кирпичное, неоштукатуренное трехэтажное здание с двухэтажным южным крылом, под вальмовой крышей. Выполнено по проекту архитектора И.С.Китнера. Главный фасад симметричен с двумя ризалитами по бокам. Вход и лестничная  клетка, находящиеся в центре главного фасада, выделены четырехлотковым куполом на низком четверике, с люкарнами и тумбами по углам. Членения главного фасада  связаны с планировочной структурой: лопатки...